Базовый и углубленный уровни В 2 ч. История России, — гг.: Новейшая история России, — гг.: XX - начало XXI в. К учебнику Загладина Н. Всероссийская проверочная работа ВПР 11 класс: ВПР- й класс: Подготовка к всероссийским проверочным работам. Задачник по истории России. История в схемах и таблицах. История в таблицах и схемах. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Устный экзамен, теория и практика.
История Отечества в таблицах и схемах. Пособие для поступающих в вузы. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Учебно-справочное пособие для выпускников и абитуриентов. История России в вопросах и ответах. От Рюрика до Павла I. История России в кратких жизнеописаниях ее правителей и знаменитых граждан.
История России в схемах, терминах, таблицах. История России в таблицах: История России в таблицах и схемах. Все даты и периоды в алгоритмах. История России для абитуриентов и старшеклассников. История России за 24часа.
Краткий курс для поступающих в вузы. История России от Рюрика до Путина. История России с древнейших времён. Справочник для школьников и выпускников. История России с древнейших времен до конца XX века. Пособие для поступающих в Вузы. История России от древнейших времен до начала XX в. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. История России с древнейших времен до наших дней в схемах и таблицах. Трудные вопросы на экзамене. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников.
Картографический практикум по истории России. XIX - начало XX в. Ключ к истории Отечества. Пособие для тестируемых выпускников ЕГЭ , абитуриентов и студентов вузов.
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Краткий курс истории СССР. Учебник для классов. Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных постепенно дополняя и углубляя их. По мнению авторов знания и умения должны являться не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей.
Авторы предлагают не ограничиваться узким кругом начальных естественно-научных знаний, а давать ответы на любые вопросы ребенка об окружающем мире. Они отбирают для рассмотрения обширный круг вопросов, который, безусловно, невозможно усвоить в начальной школе.
Он позволяет отобрать небольшой объем важнейших понятий, который должны усвоить все ученики. Усвоение достигается путем многократного и непрерывного использования полученных знаний.
Главная цель изучения курса — воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Средством реализации поставленной цели является ознакомление школьников с элементарной целостной картиной мира и развитие умения пользоваться ею. Процесс обучения, по мнению авторов, должен сводиться к выработке навыка истолкования собственного опыта. Это достигается тем, что школьники учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных теоретических и практических заданий.
Главным способом осмысления мира является решение проблемных творческих задач. Изложение сравнительно полной картины мира должно придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать вопросы, помогающие осмыслить их опыт. Цель его изучения — показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом дети познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Вначале дети знакомятся с ближайшим окружением домом, школой, улицей, городом , а затем узнают о значении природы и ее компонентов.
К сожалению, в основу программы для 2 класса не положен краеведческий принцип обучения. Несомненно, круг общения современных школьников расширился, благодаря телевидению, компьютеру и возможности свободно передвигаться по планете. Но не надо забывать слова В. Курс окружающего мира А. Наиболее экологизированной является программа для 3 класса. Иванова , посвященная нашей стране — России и ее национально-государственным ценностям и достижениям. Из первой дети узнают о строение организма человека, его месте в биосфере Земли и происхождении рукотворного мира.
Во второй раскрываются новые уровни знаний об обществе и психологическом мире человека. Естественно-научное содержание учебников-тетрадей довольно сложное.
Учителю, работающему в данной системе, необходимо хорошо знать биологию, экологию, эволюционную теорию, географию. При необходимости возможно организовать консультацию предметников как для учителя, так и для родителей. В конце прошлого века возник интерес к идеям развивающего обучения, которые начали разрабатываться в е годы двумя независимыми группами педагогов под руководством Л.
Этот интерес определил особенности содержания вариативных естественно-научных программ третьего направления развития методики естествознания. Изучение окружающего мира в системе Л. Занкова может идти по одной из двух программ, разработанных авторскими коллективами: Козакова и программе И. Они основаны на принципах развивающего обучения, предусматривающих обучение детей на высоком уровне трудности, ведущую роль теоретических знаний, прохождение материала быстрыми темпами, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся и сильных и слабых.
Его содержание составляют материалы из астрономии, географии, биологии и истории. По мысли авторов от 1 к 4 классу должна прослеживаться цепочка взаимодействий, которая включает следующие звенья: В 1 классе она дается в самом общем виде, но здесь уже закладывается исторический подход к рассматриваемым явлениям. Во 2 классе на первый план выступают пропедевтические знания основ наук, изучающих неживую и живую природу астрономии, географии, биологии и методы познания мира.
Курс 3 и 4 классов насыщен историческим содержанием, которое авторы пытаются связать с вопросами естествознания. Прослеживается путь развития человеческого общества, в процессе которого человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливал влияние на природу, что привело к нарушению экологического равновесия.
В программах подчеркивается, что только согласование развития человеческого общества с законами природы поможет избежать необратимых экологических катастроф. В соответствии с принципом дифференциации, предложенным Л. Его целью является формирование у младших школьников широкой, целостной научной картины мира. Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, включает содержание, обеспечивающее формирование эмоционально-ценностного отношения к природе и родной стране.
В 1 классе содержание построено на уровне конкретно-образных представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы и жизни людей.
Предполагается, что познание окружающего мира будет происходить в учебно-игровой деятельности. Они учатся создавать поделки из природного материала, изделия декоративно-прикладного искусства. Дети учатся устанавливать связи между познанием природы и общественной жизни. Выделены темы, основанные на социальном опыте детей: Включены знания, связанные с вопросами охраны здоровья и формирования навыков личной гигиены.
Во 2 классе подробно изучаются сезонные изменения в природе. Учащиеся знакомятся с Землей и Солнцем, планетами Солнечной системы, с изображением Земли на глобусе и карте. В 3 классе углубляется знакомство с глобусом и картой, дети учатся ориентироваться по карте нашей страны, пользоваться компасом. Кроме этого подробнее изучаются компоненты живой и неживой природы: Программа включает материал об экологическом равновесии и вопросы охраны природы.
Четвероклассники более подробно изучают природные зоны России, выясняют последствия влияния хозяйственной деятельности человека на природу. Младшие школьники узнают о культурно-исторических традициях народов нашей страны, народных ремеслах и промыслах.
Вопросы охраны здоровья раскрываются в связи с глобальными и региональными экологическими проблемами. В системе развивающего обучения Д. Учебным предметом данного курса является не картина мира, а способы построения этой картины, способы получения знаний о природе. Курс окружающего мира построен на принципах теории учебной деятельности и предусматривает необходимость постановки перед детьми и последовательного решения ими учебных задач. Формирование конкретных научных понятий является вторичным.
В процессе изучения окружающего мира развиваются как общеучебные, так и специальные умения, присущие естественным наукам: Основной задачей курса естествознания является открытие эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Учащиеся должны научиться спланировать ход эксперимента, представить и зафиксировать результаты исследования, построить объяснительную гипотезу как модель и пр. В 1 классе перед детьми ставится проблема получения знаний о естественных объектах.
Содержание программы строится на чувственно богатом материале. Разделы курса знакомят детей с эмпирическим этапом познания природы: Одновременно дети учатся описывать и фиксировать свои наблюдения, строить простейшие шкалы, записывать процессы с помощью символов.
Таким образом, уже в 1 классе начинает развиваться логическое мышление. Во 2 классе дети знакомятся с экспериментом как основным способом решения научных споров. В первых двух темах на материале простых физических опытов школьники учатся изменять условия эксперимента и планировать опыт на материале поведения животных. В третьей теме ученикам дается представление о проблеме объективности в оценке состояний объекта.
Четвертая тема знакомит младших школьников с приемами измерения различных величин на материале погодных явлений.
Дети учатся построению и чтению температурных шкал Цельсия, Фаренгейта, Реомюра. В эту тему включены исторические представления о времени, календарях, родословных, основных событиях в истории России. Пятая тема предполагает освоение учащимися эксперимента на примере роста и развития растений. В 3 классе дети знакомятся со способами описания объектов и процессов. Они узнают о плане и карте как способах двухмерного изображения трехмерного пространства и учатся ориентироваться на местности.
Ученикам дается представление об изолиниях как способах изображения высоты на карте, а также способах описания метеорологических и фенологических явлений.
Дети учатся строить и анализировать шкалы и графики способы двухмерного изображения природных процессов количества осадков, температурных кривых и др. Ученики знакомятся с разрезом как способом двухмерного изображения земной коры, получают представление о палеонтологических исследованиях и способах образования горных пород.
В 3 классе вводится представление о диаграмме как способе выражения зависимости двух факторов, но в программе не указан конкретный материал, на основе которого дети научатся строить, читать и анализировать диаграммы. На примере создания моделей оврага, выветривания, образования родника вводится представление о трехмерном моделировании. На примере трехмерных моделей ученики узнают о формах земной поверхности. Заканчивается курс третьего класса темой, в которой дети учатся анализировать карты, планы, разрезы и диаграммы как возможности связать разнородные явления через гипотезы о движении плит земной коры и внутреннем строении земли.
В программе 4 класса раскрываются способы построения объяснительных гипотез. На примерах движения небесных тел, формы Земли, причины смены дня и ночи, сезонов и природных зон на планете, фаз Луны, земного притяжения создаются и проверяются альтернативные гипотезы и модели.
Формирование теоретического мышления у младших школьников — процесс безусловно сложный. Многие заявленные авторами темы будут усвоены детьми только в том случае, если учитель сам хорошо владеет логическим мышлением и сможет подобрать соответствующий естественнонаучный материал, на котором будут формироваться учебные умения.
К сожалению, содержание большинства из них ежегодно меняется, не давая учителю возможности хорошо отработать методику их изучения. В основу их построения положены различные дидактические концепции. Учитель должен выбрать программу, которая наилучшим образом реализует задачу развития личности младшего школьника через естественно-научное содержание.
В чем заключается значение педагогической деятельности В. Зуева для становления отечественной методики естествознания? Каковы особенности преподавания курса естественной истории в первой половине XIX в.
Какие важные проблемы методики преподавания естествознания были решены А. Почему его называют основоположником отечественной методики естествознания как науки? Какое значение для развития естественно-научного образования в России имеет педагогическая и литературная деятельность К. Какую роль в развитии методики преподавания естествознания и географии сыграли работы Д. Какой вклад в развитие отечественной методики естествознания внес Д. Какие важные методические проблемы были поставлены и решены И.
Какую роль в развитии методики естествознания сыграли работы К. Кто из отечественных педагогов оказал существенное влияние на становление методики естествознания в советской школе?
Выделите основные этапы становления современного курса природоведения в начальной школе. Назовите ученых-методистов, оказавших влияние на этот процесс. В чем особенности каждой из них? Какие программы, основанные на принципах классической методики естествознания, сохранились в современной начальной школе?
Сухомлинского о воспитании детей средствами природы вы смогли бы использовать в своей работе? Проанализируйте одну из современных программ природоведения. Выделите воспитательные задачи, которые должны решаться в процессе ее изучения. Насколько эффективно, по-вашему мнению, осуществляется в ней интеграция естественно-научных и обществоведческих знаний?
Как усложняются формируемые учебные умения от 1 к 4 классу? Методика преподавания естествознания в начальной школе: Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по величайшему повелению.
На разные темы, преимущественно педагогические. С приложением опыта программы природоведения по общежитиям природы. Для средней полосы России. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Методика естествознания в трудовой школе. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Вопросы общей методики естествознания. Какие принципы обучения лежат в основании известных вам естественно-научных программ? Содержание начальных естественно-научных курсов должно отбираться с учетом определенных принципов, т.
Они соответствуют уровню развития общества, науки и культуры. В основу содержания естественно-научного образования положены как классические давно известные принципы, так и новые, отражающие современный уровень развития научного знания и социальный заказ школе.
Научные дисциплины изучаются в высшей школе, слушатели которой знакомы с элементарным курсом и имеют навыки самостоятельной работы. Поэтому вузовские дисциплины излагаются так, как этого требует современное состояние науки как с точки зрения ее материала так и методов исследования. При отборе содержания школьного учебного предмета необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, которые еще не умеют учиться, т.
Поэтому серьезное внимание должно уделяться подбору материала, методам его обработки и приемам изложения. В основу естественно-научных программ для начальной школы положен принцип интеграции , т.
Объединяющей основой НКМ являются представления о фундаментальных характеристиках природы и основных законах естествознания. Совершенно очевидно, что в начальной школе не может быть сформировано представление о НКМ, т. Вероятно, правильнее было бы говорить о первоначальных представлениях о целостности мира.
Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Герд считал, что в начальной школе нет места отдельным естественным наукам ботанике, зоологии, минералогии, физике и т. Здесь нужно изучать единую науку о неорганическом и органическом мире. Возможность эффективной интеграции сведений из естественных и общественных наук очень спорна. Дело в том, что естествознание и обществознание имеют различные объекты изучения соответственно природу и общество и относятся философией к различным областям человеческих знаний.
Их развитие веками проходило независимо друг от друга и не было связано ни методологией ни методами научного исследования. В дидактике выделены общие принципы обучения , которыми нужно руководствоваться при трансформации научного знания в учебный предмет. В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности , но это не означает, что школьный предмет должен стать точной копией науки в сжатом виде.
Это то же самое, что выпустить кровь из живого организма и засушить его! Научность предполагает отбор проверенного фактического материала и его обработку и исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины и применение всего разнообразия методов обработки материала. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов.
Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным. Например, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак — три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе. Все остальные особенности строения насекомых школьники изучат в курсе зоологии. При знакомстве с размножением растений нужно выяснить роль опыления, основные способы распространения плодов и семян и этапы развития растений из семени.
Эти явления дети могут проследить самостоятельно. Введение представлений о споровом размножении растений будет в данном случае совершенно бесполезно, так как учащиеся младшего школьного возраста не смогут усвоить отличия гаметофита от спорофита. Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.
В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование. С этой точки зрения недопустимо в начальной школе изучение одноклеточных растений и животных, несмотря на то, что они имеют самое простое строение, так как знакомство с простейшими организмами требует использование микроскопа.
Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже. Это правило требует, чтобы обобщению и выведению определенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут служить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.
Вышеназванные правила не все используются в технологиях развивающего обучения, которые будут рассмотрены в следующих главах. Вопрос о доступности учебного материала во всех спорных случаях выясняется экспериментальными исследованиями, которые дают объективные данные об уровне знаний учащихся и позволяют определить причину низких результатов. Одним из старейших в дидактике является принцип наглядности, который будет подробно рассмотрен при изучении наглядных средств и методов обучения.
При изложении материала учебного предмета необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Построение материала школьного курса должно быть связным и цельным. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего. Логика построения курса естествознания базируется на уже названных дидактических правилах: Из вышеизложенного вытекает принцип преемственности знаний , который требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнения методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; возрастания требований к уровню подготовки школьников; углубления и укрепления межпредметных связей.
Этот принцип предполагает и усиление пропедевтической роли начального курса естествознания, т. В настоящее время между естественно-научными программами для начальной и основной школ существуют значительные расхождения.
В то же время в программах А. Плешакова есть большие разделы пропедевтического характера, позволяющие сформировать у учащихся первоначальные представления из естественно-научных курсов средней школы. Однако для того, чтобы добиться усиления пропедевтической роли начального естествознания необходимо:. В свою очередь курс естествознания начальной школы должен быть продолжением дошкольных пропедевтических курсов по изучению окружающего мира.
В этой связи следует отметить программу для дошкольных образовательных учреждений А. Эта программа является пропедевтической по отношению к курсу окружающего мира для начальной школы. В настоящее время разработан проект Концепции содержания непрерывного образования, которым необходимо руководствоваться при разработке программ для дошкольников и младших школьников. В современной дидактике выделен принцип сознательности и активности учащихся в обучении, согласно которому учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность.
Согласно этому принципу в содержание предмета необходимо вводить материал, помогающий развивать учебную деятельность младших школьников, которая предполагает наличие умений ставить цель, мотивировать и планировать свою работу, самостоятельно добывать знания, осуществлять самоконтроль и самооценку. В то же время нельзя недооценивать и роль учителя в организации познавательной деятельности учащихся.
Активности учащихся можно добиться при условии учета их познавательных интересов; создания проблемных ситуаций на уроке; использовании дидактических игр и учебных дискуссий; организации групповых форм работы, развивающих коммуникативную деятельность детей. Построение учебных программ должно осуществляться с учетом принципа практической направленности обучения. Учет данного принципа не означает изъятия из содержания предмета того материала, который не имеет практического значения.
В этом случае естествознание потеряет свой общеобразовательный характер, нарушится систематичность курса. Этот принцип требует, чтобы процесс обучения стимулировал школьников применять полученные знания в решении практических задач.
Практическая направленность обучения предполагает, что для построения курса естествознания должен отбираться преимущественно тот материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений, постановки опытов, осуществления практической деятельности учащихся в природе.
С принципом практической направленности тесно связан краеведческий принцип обучения, являющийся специфическим принципом естественно-научного образования. На нем следует остановиться подробно. Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности. Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения.
У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения. В эти годы практиковалась локализация школьных программ, учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы.
Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время. Однако проблема соотнесения в школьных программах и учебниках общего и локального материала так и не получила в эти годы удовлетворительного решения.
Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках. Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью, в связи с этим, повысить уровень патриотического воспитания детей.
Кроме того, стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента и его учебно-методического обеспечения об этом будет сказано в следующей главе. Многие годы велись споры о педагогическом статусе краеведения, не завершившиеся и по сей день.
Однако большинством ученых краеведение отнесено к категории педагогических принципов. Этот принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом.
Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках естествознания для формирования понятий, служащих основой для изучения биологии и географии в средней школе.
Сущность школьного краеведения , по мнению А. Даринского, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук [47]. Природа края рассматривается как часть природы страны, природной зоны.
Поэтому важно определить черты, общие с природой более крупных территорий. В то же время выделяется специфика местных природных комплексов, их территориальных сочетаний, типичных явлений, характеризующих природу данного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы. Для изучения физико-географических особенностей своего края вычленяются следующие объекты:. Наравне с этими характеристиками современные программы требуют раскрывать экологические проблемы своего края.
Большое внимание методике использования краеведческого принципа обучения уделено в трудах талантливого педагога из Днепропетровска П. Он написал несколько основополагающих работ по данной теме, в которых описал исторические основы, сущность и методику школьного краеведения. Иванов предложил десять приемов использования краеведческого материала на уроках:. Предлагается вспомнить самим такие примеры, которые могут быть взяты как исходные для объяснения.
Самостоятельное рассмотрение краеведческого материала на уроке, дома. На основе изученного материала подобрать примеры к следующему уроку. Этими приемами может пользоваться учитель при подготовке уроков по любому школьному предмету. Необходимость использования краеведческого принципа в современном естественно-научном образовании можно объяснить тем, что окружающая природа служит для младших школьников источником формирования ярких, конкретных образов , на основе которых образуются естественно-научные представления и понятия.
Краеведение поможет воспитать поколение людей, которых искренне заботит настоящее и будущее родного края. На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям.
Краеведение — источник экологического образования младших школьников. В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения, который требует изучать взаимосвязи, существующие в природе, учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей и развивать доступные природоохранные умения и навыки.
Учет принципа экологической направленности при отборе естественно-научного материала, изучаемого в начальной школе, объясняется необходимостью пересмотра содержания и сроков экологического образования детей. Одной из важнейших причин современных экологических бедствий следует считать экологическую неграмотность населения, неумение предвидеть свои последствия вмешательства в природу.
Именно поэтому в последние десятилетия в начальной школе усилилось внимание к вопросам экологического образования. Курс естествознания предоставляет для этого наиболее благоприятные возможности. Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью.
Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования И. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:. Начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, поэтому учителю возможно сформировать у них надежные основы ответственного отношения к природе.
Лихачев считал, что дети не отделяют себя от внешней среды и ощущают себя естественной частью природы. Он замечал, что между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, поэтому ребенок легко воспринимает и присваивает экологические правила, превращает их в часть своей натуры. Лихачева младший школьный возраст наиболее сенситивен для экологических воздействий.
Методике формирования знаний об экологических связях в процессе изучения природоведения уделено много внимания в работах А. По его мнению у младших школьников еще сохранилась чувствительность ко всякой боли, способность к сопереживанию и поэтому нужно приучать детей уважительно смотреть на все живое, учить их видеть красоту. Причем надо отвечать, что польза как и вред относительны.
Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью. Он утверждал, что человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека.
Швейцера позволяет придать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать ее духовной. Таким образом, основополагающее значение в разработке системы экологического образования приобретает идея духовности и нравственности.
В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания. На этой основе у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе и себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты. Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека. Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними. Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов. Знакомство с группами живых организмов позволяет развивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях, которые существуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных, обитающих в сходных условиях.
Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития. Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школьника первоначальные представления экологического характера.
Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирование различных органов, контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность. Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде.
У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды. Это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы.
Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам. При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений по А. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними. Этот уровень достигается в 1 классе.
Дети узнают о компонентах неживой и живой природы воздухе, воде, Солнце, растениях, животных , о простейшей классификации живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. Эти представления начинают развиваться со 2 класса. Выпускники 4 класса должны уметь объяснять, в чем заключается роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе.
Устанавливать следующие взаимосвязи между растениями и животными:. Ученики должны уметь находить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
Рассматриваются природные явления и процессы сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с севера на юг, виды вращения Земли. При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Знание экологических связей помогает детям предсказывать последствия воздействия человека на природу осушение болот, вырубка дуплистых деревьев, уничтожение комаров в тайге и т.
На протяжении изучения начального курса естествознания у младших школьников должны сформироваться представления:. Выпускники начальной школы должны понимать, что природа — это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из его звеньев. Например, исчезновение одного вида растений ведет к исчезновению от 10 до 30 видов насекомых. Десять отравленных ядохимикатами червей могут стать причиной гибели одной птицы. Конечная цель экологического образования — формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе.
Это значит необходимо развитие следующих умений:. Экологические знания и умения должны формироваться на основе известного правила: Это подчеркивает необходимость отбора экологического материала с учетом краеведческого принципа обучения.
Помимо вышеназванных принципов обучения в основу построения современных естественно-научных курсов положены и другие, в том числе авторские принципы, о которых было сказано при анализе программ в предыдущей главе. Какие общедидактические принципы положены в основу построения начальных естественно-научных курсов? Покажите это на примере одной из современных программ. Содержание каких программ построено с учетом краеведческого принципа обучения? В какие темы программ должен вводится краеведческий материал?
Как учитывается принцип экологической направленности при отборе содержания современных естественнонаучных программ для начальной школы? Предложите приемы введения краеведческого материала при изучении природных сообществ.
Подберите сведения об экологических проблемах своего края и предложите пути их использования при изучении окружающего мира в 4 классе по любой из выбранных вами программ. Экология в школьном обучении. Учебные исследования по экологии в школе. Педагогические основы школьного краеведения.
Методическое пособие в системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Какие образовательные области выделены Государственным стандартом начального образования? Какие современные естественно-научные программы для начальной школы вы знаете? Дятловый древесный вьюрок , обитающий на Галапагосских островах , держа в клюве крупную иглу кактуса или сухую веточку, ковыряет ею в трещинах коры для извлечения насекомых из глубоких расщелин в древесине.
Перелетая с дерева на дерево, вьюрок часто переносит колючку с собой []. Некоторые птицы обладают особыми методиками привлечения добычи. Иногда вороны и крупные чайки, схватив твёрдую добычу орехи, моллюски, крабы и др.
Приём повторяется многократно, пока орех, раковина или панцирь не расколется. Так же поступают и некоторые хищные птицы с черепахами стервятники или с крупными костями бородач. Различные виды дятлов используют щели в стволах деревьев для закрепления раздалбливаемых ими шишек. Обыкновенная сорока является единственной птицей и единственным не млекопитающим , прошедшим зеркальный тест []. Попугаи-жако [] , галка [] и новокаледонский ворон [] не прошли этот тест, хотя временами демонстрировали некоторое поведение связанное с зеркалом.
Зрение является самым важным чувством для птиц, а среди органов чувств глаза являются основным органом ориентирования. Многие птицы хорошо видят вдаль сокол-сапсан способен увидеть небольшую птицу на расстоянии более 1 км.
Глаза у большинства видов малоподвижны, поэтому птицам приходится часто двигать головой, чтобы хорошо рассмотреть окружающую среду исключением является большой баклан []. Постоянное бинокулярное зрение , как у человека, имеется только у совообразных []. Глаза нырковых птиц имеют особые гибкие хрусталики , приспособленные к зрению как в воздухе, так и под водой []. Все птицы обладают цветным зрением. Кроме того, криптохром , служащий для восприятия синего цвета, воспринимает магнитное поле Земли , позволяя его буквально видеть; молекула быстро переключается между сигнальным и неактивным положением благодаря присутствию супероксида , содержащегося в чуть более высокой концентрации, чем у млекопитающих [].
Наиболее подвижным веком является, как правило, нижнее. У многих водных птиц перепонка полностью закрывает глаза и под водой выполняет функцию контактной линзы []. Органы обоняния и вкуса сравнительно слабо развиты. Вкусовые органы птиц представлены вкусовыми почками, располагающимися на мягком нёбе и у основания языка. У подавляющего большинства видов плохо развито чувство обоняния , они практически не различают запахи [].
Однако у немногих наземных птиц киви , кулики и у некоторых других групп трубконосые, некоторые дневные хищники, американские грифы обоняние довольно развито [] []. Ушные раковины отсутствуют, уши прикрыты перьями [74]. В лабиринте внутреннего уха имеется один завиток улитки, отходящий от нижнего мешочка. Среднее ухо содержит одну косточку, которая передаёт в лабиринт звуковые волны; барабанная перепонка лежит в небольшом углублении, обрамление у некоторых птиц наружного слухового отверстия перьями создает как бы ушную раковину.
Прекрасно развито у птиц восприятие изменений равновесия тела, благодаря хорошему развитию соответствующих частей лабиринта. Самым известным примером птиц, способных к эхолокации , являются южноамериканские гуахаро []. Другой группой птиц, с подобной способностью являются саланганы Collocalia troglodytes и Aerodramas , гнездящиеся на отвесных скалах и в пещерах Юго-Восточной Азии и островах Борнео и Шри-Ланка [] []. Эхолокация помогает данным видам ориентироваться в темноте [].
Органы осязания рассеяны в разных местах поверхности кожных покровов и представлены главным образом тремя типами образований: В настоящее время у птиц доказано наличие как минимум двух независимых систем магниторецепции []. Одна система находится в сетчатке глаза и, вероятно, основана на фотозависимых химических реакциях на основе криптохрома []. Зрительные магниторецепторы обеспечивают восприятие компасной информации, требующейся для ориентации птиц при миграциях.
В основе второй системы, вероятно, находятся магнитные свойства соединений железа биогенного магнетита []. Она предположительно расположена в надклювье и участвует в репрезентации пространства, обеспечивая аналог карты.
Некоторые авторы также предполагают наличие третьей системы магниторецепции, основанной на вестибулярном аппарате [] []. Пол птиц определяется Z и W половыми хромосомами , а не X- и Y-хромосомами, как у млекопитающих. Органы размножения самца представлены парными семенниками бобовидной формы, лежащими в брюшной полости. От них отходят семяпроводы , открывающиеся в клоаку. Размеры семенников изменяются в течение года: У большинства птиц внутреннее оплодотворение обеспечивается тем, что отверстие клоаки самца прижимается к клоаке самки, в которую впрыскивается порция спермы.
У некоторых птиц страусообразные , тинаму , гусеобразные и краксы из курообразных от стенки клоаки обособляется непарный совокупительный орган, имеющий фиброзные тела; при совокуплении он выдвигается и вводится в клоаку самки [6] [].
Органы размножения самок представлены обычно только одним, левым, яичником , лежащим вблизи почки. У самок некоторых попугаев и хищных птиц иногда бывает и правый яичник.
Яичник имеет зернистое строение. Формирование фолликулов заканчивается в первые месяцы постэмбриональной жизни у галки образуется около 26 фолликулов.
Ежегодно к началу размножения начинается рост немногих фолликулов в 5—10 раз больше нормального числа откладываемых яиц , яичник приобретает гроздевидную форму. Яйцевод представляет собой длинную трубку, открывающаяся воронкой в полость тела около яичника; другой конец яйцевода открывается в клоаку [6].
Вышедшее из яичника яйцо попадает в непарный яйцевод, в верхней части которого и происходит оплодотворение. Пройдя по яйцеводу, яйцо приобретает свою белковую оболочку, а попав в более широкую матку, покрывается скорлупой.
Половой диморфизм у птиц является широко распространённым явлением, часто принимающим резко выраженную форму []. Особенно ярко половой диморфизм выражен в брачный период [] []. Пингвины, веслоногие, буревестники, поганки, гагары, вертишейки, стрижи, многие зимородки и щурки не имеют полового диморфизма []. Самцы и самки мелких воробьиных, большинства хищных птиц, сов, чаек, куликов, чистиков, пастушков и др.
Широко распространены различия в окраске самцов и самок. Обычно половой диморфизм резче выражен и окраска самцов более ярка у тех видов, самцы которых не принимает непосредственного участия в заботе о потомстве.
У многих птиц диморфизм окраски имеет место только в период размножения. Половой диморфизм в окраске часто выражается в цвете не только самого оперения, но и других частей тела птицы клюв, радужина, голые участки кожи []. Половой диморфизм в том числе и брачный наряд играет важную роль в нормальном течении полового цикла и прежде всего облегчает опознание и нахождение брачного партнёра []. Жизнь птиц слагается из многократно повторяющихся явлений, среди которых можно различить суточные и годичные периодические явления.
Суточные представляют собой чередование периодов активности и отдыха. Годичные же гораздо сложнее, отражают собой приспособление организма к жизни в определённых условиях. Таковыми являются явления постройки гнёзд, линьки и миграции птиц [] []. Спектр питания птиц широк и включает разнообразные растительные и животные корма []. От характера питания в значительной мере зависит и географическое распространение птиц [].
При поисках пищи основное значение для птиц играет зрение, отчасти слух лесные и ночные виды , порой осязание кулики, утиные, фламинго []. По разнообразию используемых кормов птиц разделяют на три группы []. Полифаги всеядные питаются разнообразными растительными и животными кормами. К этой группе можно отнести представителей примерно трети всех семейств, причём в пределах каждого семейства всеядность сильнее выражена у более крупных видов. Примером могут быть крупные врановые , крупные чайки, журавли и др [6].
Стенофагия встречается среди птиц редко. К ним следует относить стрижей и многих козодоев , питающихся только летающими насекомыми, и ласточек. Африканский пальмовый гриф питается плодами нескольких видов пальм ; коршун-слизнеед поедает лишь моллюсков. Нектаром цветов ограниченного числа растений питаются некоторые виды мелких колибри , медососов , нектарниц и гавайских цветочниц []. Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Большинство птиц относится к промежуточной группе и питаются довольно широким спектром различных кормов.
По составу корма птиц также разделяют на ряд экологических групп []. Почти исключительно листьями питается гоацин ; гуси, лебеди, некоторые утки, лысухи питаются главным образом разнообразной прибрежной и водной растительностью, попутно поедая водных животных. Семенами, ягодами и плодами питаются многие попугаи, голуби, турако , птицы-мыши , многие трогоновые , райские птицы. Однако большинство этих птиц выкармливает своих птенцов преимущественно животными кормами [6].
Виды, питающиеся преимущественно животной пищей, называют зоофагами , хотя многие из них в небольшой степени поедают и растительные корма.
Почти треть всех семейств птиц являются исключительно или преимущественно насекомоядными энтомофаги. Однако насекомыми в той или иной степени питаются почти все птицы.
Многие водные и околоводные птицы питаются преимущественно рыбой , попутно поедая и водных беспозвоночных [6]. Многие хищные птицы и совы питаются мелкими грызунами. Немногие хищные, например сапсан , ястребы и чеглок , болотный лунь и некоторые другие питаются, преимущественно, другими птицами. Небольшое число видов птиц питается моллюсками например арама. К герпетофагам, питающимся амфибиями и рептилиями, относятся орел-змееяд , птица-секретарь , кариамы , некоторые крупные зимородки кукабары и др.
Гарпии-обезьяноеды ловят обезьян и ленивцев , красногорлый сокол и широкоротый коршун охотятся преимущественно на летучих мышей. Малайский орёл-яйцеед таскает яйца из гнёзд других птиц [6]. В связи с сезонностью появления разных типов кормов для многих видов птиц характерно сезонное изменение питания.
Часто переход с одного пищевого режима на другой зависит от доступности определённого корма, что особенно характерно для зимующих и перелётных птиц в северном полушарии. Многие птицы с обширным ареалом характеризуются выраженной географической изменчивостью своего рациона в зависимости от наличия и доступности определённого корма [6].
Некоторым видам птиц свойственно запасание корма. Сложно выражено запасание пищи у воробьиного сычика и мохноногих сычей , которые осенью складывают пойманных грызунов в дупла.
В одной жёлтой сосне было обнаружено до 60 тысяч спрятанных им жёлудей []. Подобные запасы пищи используются птицами в зимнее время [6].
Мелкие птицы нуждаются в относительно большем количестве пищи, чем крупные. Потребность птиц в воде выражена в разной степени. Кожное испарение птиц незначительно, кроме того, вода из мочи всасывается обратно, когда моча находится в верхнем отделе клоаки []. Многие пустынные и степные виды могут обходиться без воды целыми месяцами например джек , пустынная славка [].
Однако в ежедневном рационе большинства других видов вода необходима. Морские птицы могут пить морскую воду благодаря специальным железам, выводящим избытки соли []. Большинство птиц зачерпывают воду клювами и поднимают голову, чтобы вода текла в горло. Некоторые виды, например голуби, рябки, птицы-мыши , трёхперстки , дрофиные и другие способны втягивать воду без необходимости наклонять назад голову [].
Многие виды рябков чернобрюхий рябок , южноафриканский рябок приносят воду своим птенцам не только в клюве, но и на перьях брюшка, обладающих благодаря своему строению способностью удерживать воду [] []. Звуковые сигналы имеют в жизни птиц исключительно важное значение.
Ими обеспечиваются охрана кормовой и гнездовой территории от вторжения чужаков, привлечение самки для выведения потомства, предупреждение сородичей и птенцов о грозящей опасности. В языке птиц насчитываются десятки звуковых сигналов бедствия, предостережения, пищевые, ухаживания, спаривания, агрессивные, стайные, гнездовые и так далее [].
Птицы также используют другие способы звукоизвлечения: Песню птицы принято делить на отдельные элементы, называемые нотами или слогами. Большинство песен состоит из 1—2 слогов, однако бывает и больше 13—24 слога у пеночки-теньковки. Более сложные части, состоящие из нескольких слогов, называются мотивами, фразами или коленами как у соловья []. В вокализации выделяют пение и голосовые сигналы , отличие между которыми основывается на модуляции , длине и контексте звуков.
Пение или песня длинная и более сложная и ассоциируется с брачным и территориальным поведением, тогда как голосовые сигналы или призывы выполняют функции предупреждения или удержания стаи вместе [] []. Пение наиболее развито у птиц отряда воробьинообразных. Большей частью пение свойственно самцам , а не самкам , хотя встречаются исключения.
Пение чаще всего издаётся, когда птица сидит на каком-либо субстрате, хотя некоторые виды способны издавать его во время полета. Некоторые группы птиц практически молчаливы, издают лишь механические звуки, например аист только щелкает клювом.
У некоторых манакинов самцы развили несколько механизмов образования таких звуков, включая стрекотание, характерное для насекомых []. Термин сонация означает акт образования невокальных звуков с определённым назначением [].
Многие птицы способны перенимать песни других видов и имитировать голос человека включая индивидуальные особенности его тембра, как это делают скворцы, попугаи, вороны и др. Существуют также случаи присвоения голосовых сигналов, а не пения птиц. Например, панамский черноспинный лесной сокол способен имитировать призывы своих жертв, а потом ловит птиц, которые прилетели в ответ на призыв []. Лирохвосты обладают феноменальной способностью имитировать всевозможные звуки, начиная от голосов птиц, животных, человека, и заканчивая различными техногенными звуками, включая игру на флейте и даже звуки автосигнализации и бензопилы [].
Полёт является основным способом передвижения большинства видов птиц, помогающим им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников [6]. Он является наиболее специфической формой передвижения, определившей основные черты организации всего класса [6]. Способность птиц к полёту вызвала ряд адаптаций для обеспечения полёта, взлёта и посадки, ориентирования в пространстве и навигации [74].
Возможность полёта ограничивает максимальную массу крупных летающих птиц. Чем крупнее и тяжелее птица, тем больше энергии затрачивается ею на взмахи крыльями; начиная с определённого уровня для полёта требуется больше энергии, чем птица может произвести. Именно поэтому для активного машущего полёта пределом является масса тела птицы, которая у современных видов не превышает 14—16 кг [6] [11]. Только небольшое количество современных видов около 40 [] в ходе эволюции потеряли способность к полёту.
Некоторые из этих видов обитают на изолированных островах, где отсутствуют наземные хищники. Это доказывает, что несмотря на большие преимущества полёта, он требует больших затрат энергии и при отсутствии хищников может стать ненужным [6] [60]. Потеря способности к полёту часто приводит к увеличению размеров птиц, а у бескилевых вызвала атрофию киля грудины [6]. К нелетающим птицам не относят мало летающих птиц курообразные и др. Полёт птиц принято разделять на два основных типа [1]: Птицы обычно используют не один тип полёта, а комбинируют их.
За взмахами крыльев следуют фазы, когда крыло не совершает движений: Такой полёт характерен преимущественно для птиц средних и крупных размеров, с достаточной массой тела [1]. Парящим называется полёт без активных затрат энергии со стороны птицы. Различают парение динамическое и статическое. В основе статического лежит использование потоков обтекания или воздушных термических потоков. Такое поведение характерно для многих хищных птиц , в частности грифов , коршунов , канюков. Этим методом также пользуются и аисты , пеликаны и другие птицы, которые не являются хищными.
Зависание на месте относительно окружающего воздуха англ. Большинство птиц или совсем неспособны к нему или способны лишь на протяжении очень незначительного промежутка времени. Фактически колибри являются единственной группой птиц, приспособленных к этому. Отличительными являются зависания относительно поверхности за счёт полёта против ветра со скоростью ветра англ.
Такое поведение характерно для многих хищных и птиц, специализирующихся на охоте и ловле рыбы: По ветвям, земле и воде птицы передвигаются с помощью задних конечностей. Только у стрижей все четыре пальца лапы направлены вперёд, заканчиваются острыми изогнутыми коготками и служат только для цепляния и опоры; передвигаться по земле и ветвям они не могут [6]. При передвижении по земле у птиц бедренные кости малоподвижны, поэтому они практически не смещаются из горизонтального положения.
Именно такая фиксированная позиция кости позволяет поддерживать брюшной воздухоносный мешок на вдохе, что определяет работу дыхательной системы птиц и позволяет им летать. Это одна из основных характеристик птиц; все прочие животные, передвигающиеся по земле, имеют подвижный тазобедренный сустав [6] [].
Большинство мелких древесно-кустарниковых птиц передвигаются по земле и в ветвях прыжками. Птицы средних размеров голуби, вороны, и др. Ряд видов чередуют ходьбу и прыжки. У птиц наземного образа жизни фазановые , тинаму , дрофы , рябки и др. По земле они ходят и бегают, попеременно переставляя ноги; на ветви садятся лишь немногие виды [6]. Любая птица в воде не тонет и при необходимости плывёт [6]. Низкий удельный вес птиц, облегчая плавание, затрудняет ныряние.
Некоторые птицы при ловле добычи способны нырять с пикирования: По-настоящему погружаться на большую глубину и активно передвигаться в толще воды может относительно небольшое количество видов хорошо плавающих птиц. Обычно птицы могут нырять на глубину нескольких метров.
Некоторые нырковые утки гаги, морянки и др. Зарегистрированное погружение императорского пингвина на глубину м [6] , видимо, является пределом для ныряющих птиц.
Продолжительность погружения обычно длится не более 1—1,5 мин [6] , но птицы могут находиться под водой даже до 10—15 минут пингвины, гагары [6]. Из воробьиных птиц ныряют оляпки. Опустившаяся на воду она держит крылья так, что течением её прижимает ко дну, она бежит, переворачивая камни и склёвывая добычу под ними. К такому своеобразному нырянию в быстро текущую воду и беганью по дну способны также вилохвостки и водяные печники [6]. В естественных условиях обитания максимальная продолжительность жизни птиц значительно меньше, и её достигают лишь отдельные особи.
Средняя продолжительность жизни в диких условиях, вероятно, меньше максимальной продолжительности жизни в 5—10 раз [6]. Наступление половозрелости у птиц зависит от их величины: Самки мелких ткачиков способны к оплодотворению уже в возрасте 6 месяцев.
В жизни птиц процесс размножения вызывает развитие различных по своему биологическому смыслу приспособлений, обеспечивающих воспитание и выживание потомства. Период размножения у птиц выпадает так, что появление птенцов приходится на период года с наибольшим количеством доступного корма для данного вида на определённой территории []. Яйцеклетка птиц увеличивается и превращается в яйцо , которое отличается большим размером и содержит запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.
Оплодотворение происходит внутри, после яйцекладки для продолжения развития зародышу необходимо тепло, поэтому родители согревают его теплом своего тела на протяжении нескольких недель или даже месяцев [].
Существуют и такие виды, которые пар не образуют вовсе и у которых всю заботу о потомстве осуществляют особи только одного пола, чаще всего самки. Данное явление встречается у большинства куриных, многих уток, всех райских и беседковых птиц. У куликов-плавунчиков, трёхперсток, тинаму, яканы, африканского страуса о выводке заботится самец.
Полигамия встречается у птиц в виде полиандрии несколько самцов и одна самка и полигинии несколько самок на одного самца. Первая форма отмечается у плосконосых плавунчиков , трёхперсток, якан, некоторых тинаму и др. При полиандрии самка откладывает несколько кладок яиц, которые насиживают исключительно самцы, которые также водят и выводки.
При полигинии строят гнёзда и насиживают кладку только самки [6]. Обычно выкармливают птенцов оба партнёра пеликаны, журавли, многие воробьиные. У некоторых типичных моногамных птиц изредка встречается бигамия: У полигамных птиц пары не образуются даже на короткий период: С наступлением периода размножения происходит рассеивание стай, занятие птицами отдельных гнездовых территорий, образование пар у моногамных видов и закрепление за каждой парой своего гнездового участка, на котором находится гнездо и на котором гнездящиеся птицы будут придерживаться оседлого образа жизни на протяжении всего периода размножения [].
Образование пар у мигрирующих моногамных видов происходит на зимовках либо на весеннем пролёте. Поэтому к местам гнездования они прилетают уже сформировавшимися парами. У большинства же птиц формирование пар обычно происходит на местах гнездования.
У многих голенастых, воробьиных и других самцы прилетают раньше самок, занимая подходящие гнездовые участки, охраняя их и издавая брачные крики, совершая своеобразные полёты. Прилетающих позднее самок привлекает брачное поведение самцов, и они оседают на приглянувшихся участках [] []. Начало периода размножения у птиц проявляется своеобразным поведением, которое называют токовым. У многих видов птиц отмечаются токовые полёты белая куропатка, вальдшнеп и многие кулики, колибри и др.
У бекасов громкий блеющий звук создается путём вибрации узких крайних рулевых перьев. Сложные брачные ритуалы существуют у шалашников из Австралии и Новой Гвинеи , строящих в период размножения своеобразные шалаши, украшенные цветками, камешками, раковинами моллюсков, яркими плодами либо предметами одного цвета [].
У некоторых полигамных видов птиц отмечается групповой ток самцов райские птицы , манакиновые и др. Токование начинается обычно задолго до начала периода размножения и заканчивается только с вылуплением птенцов, либо же позже.
Биологическое значение токового поведения заключается в облегчении встречи птиц одного вида для спаривания, в стимуляции развития половых продуктов самок и синхронизации половых циклов обоих полов []. Гнёзда птиц облегчают согревание яиц, обеспечивают защиту кладки, насиживающей птицы и птенцов от неблагоприятных погодных условий и хищников.
Постройка гнёзд у птиц представляет собой чрезвычайно сложное явление. Птицы устраивают гнездо, чтобы отложить в нём яйца и вырастить птенцов. Однако, существуют птицы, не устраивающие гнезда, а другие не воспитывают в нём птенцов, так как те оставляют его сразу после вылупления из яиц. Большинство птиц гнездится в течение года один раз, многие по два и более.
Перелётные птицы на зимовках не гнездятся []. Гнёзда птиц очень разнообразны по своему расположению, форме и применяемых для их постройки строительных материалов [] []. Самый простой способ гнездования наблюдается у козодоев, которые откладывает яйца прямо на землю, даже не делая ямки. Гагарки и другие мелкие чистиковые гнездятся в расщелинах скал, не сооружая специальных гнёзд. На наземные гнёзда похожи по своему строению плавающие гнёзда таких птиц, как поганки , гагары и болотные крачки.
Эти гнёзда плавают по достаточно глубокой воде среди растительности и выдерживают вес кладки яиц и насиживающей её птицы. Значительно сложнее строение гнёзд птиц, которые гнездятся на деревьях и кустарниках. Но и здесь встречаются все переходы от простой кучки веточек голубиные до самых сложных гнёзд, среди которых есть свитые гнезда зяблика и зелёной пересмешки , шаровидные гнёзда с боковым ходом длиннохвостой синицы и крапивника, висячие гнезда иволги и ремеза [].
Одни из наиболее искусно сплетённых гнёзд сооружают многие ткачиковые. Например, обыкновенный общественный ткач создает групповые гнёзда, когда под единой крышей находится до — индивидуальных гнездовых камер. Обычно опорой для них служат деревья, но в Южной Африке ткачики охотно используют столбы линий электропередач []. Многие птицы гнездятся в закрытых местах. В дуплах сооружают гнёзда многие воробьиные, удоды, ракшеобразные, дятлообразные, совы, попугаи, некоторые голуби и др.
Дятлы сами выдалбливают дупла для гнёзд, другие птицы используют природные или оставлены дятлами дупла. Многие птицы гнездятся в расщелинах скал или в домах стрижи и др. Печниковые из Южной Америки устраивают из глины огромные шаровидные гнезда на корнях мангровых деревьев.
Некоторые из сорных кур не высиживают свои яйца, а закапывают их в землю или кучу гумуса, где они развиваются за счёт солнечного тепла или тепла, возникающего при гниении растений. Гнездо функционирует как инкубатор 6—9 месяцев. Некоторые виды сорных кур, живущие в районах действующих вулканов, закапывают яйца в тёплую почву на их склонах []. Самка насиживает яйца и продолжает оставаться в дупле несколько недель после вылупления птенцов []. У преобладающего большинства видов птиц развит гнездовой консерватизм: Многие птицы гнездятся колониально [74] [].
Ткачик Amblyospiza albifrons и его гнездо. Явление гнездового паразитизма характерно для некоторых видов птиц, которые не строят собственных гнезд, самостоятельно не насиживают кладку и не выводят птенцов. Они подкладывают свои яйца в гнезда других видов птиц, которые насиживают эти яйца и выкармливают чужих птенцов. Данная стратегия поведения позволяет виду-паразиту освободиться от необходимости ухаживать за своим потомством, тратя больше времени на поиски еды и размножение.
Гнездовой паразитизм отмечен для около 80 видов птиц, принадлежащих к 5 отрядам: Ещё примерно 20 видов являются факультативными паразитами. Питание зародыша обеспечивает желток. Желток заключён в вителлиновую мембрану и окружён белком. Содержимое яйца окружено двумя подскорлупковыми оболочками, внутренней и наружной.
Снаружи яйцо покрыто скорлупой, состоящей преимущественно из карбоната кальция. После откладывания яйца на его тупом конце постепенно образуется воздушная камера []. Окраска яиц соответствует накоплению пигментов в разных слоях скорлупы []. По окраске яйца разделяют на три группы: Первично скорлупа была неокрашенной, и данная особенность сохранилась у целого ряда современных видов, преимущественно гнездящихся в дуплах и норах и закрытых местах. Пятнистая окраска наиболее распространена и встречается у открыто гнездящихся птиц; она выполняет функцию маскировки [] [].
Принято выделять пять типов форм яиц: Относительные размеры яиц отличаются у разных видов. Мелкие птицы обычно откладывают относительно крупные яйца.
Птенцовые птицы откладывают яйца меньших размеров, чем выводковые []. Наибольшие размеры яйца были у вымерших эпиорнисов: Количество яиц в кладке у разных птиц колеблется от 1 до Самки многих видов птиц утки, большинство воробьинообразных откладывают яйца с интервалом в одни сутки. У птиц очень развита забота о потомстве, которая проявляется, кроме строительства гнезда и насиживании кладки, в выкармливании птенцов, в согревании и защите их от погодных условий, в очистке гнезда от экскрементов и более-менее активной защите от врага [].
Обычно у полигамных птиц самец не принимает участия в заботе о потомстве. А у моногамных видов, напротив, самец всецело принимают в ней участие наряду с самкой []. Насиживание начинается обычно после откладывания последнего яйца в кладке, но иногда ранее, в середине периода откладывания или уже после откладывания первого яйца чайковые, пастушки и др.
Голенастые, хищные и совы, попугаи, и ряд других птиц начинают насиживание уже сразу после откладки первого яйца [6]. У мелких птиц период насиживания значительно короче, чем у крупных; среди последних некоторые насиживают дольше месяца.
При насиживании у птиц на части живота и груди выпадает пух и образуется наседное пятно , которое обеспечивает более интенсивный нагрев яиц теплом тела []. Выводковые птицы тинамуобразные, страусообразные, гусеобразные, курообразные, кроме гоацина, дрофы, многие кулики и др. Они тут же покидают гнездо, хотя ещё долгое время следуют за своими родителями, которые их защищают и помогают отыскивать корм [6] []. Они долго остаются в гнезде. Родители не только защищают их, но также и кормят из клюва.
Вылет из гнезда таких птенцов происходит, когда они достигают или почти достигают размеров взрослых, почти завершают рост основные группы перьев [6] [].
Чаще всего это явление характерно для близкородственных видов []. Гибридизация у птиц наблюдается как в природе, так и при культивировании человеком содержании в неволе. Создание гибридов птиц человеком носит целенаправленный характер и направлено на выведение сельскохозяйственных птиц мулард либо ярко окрашенных особей птиц, содержащих в неволе с декоративной целью гибриды попугаев, фазанов, певчих птиц. Гибриды птиц обычно способны давать плодовитое потомство.
Если специфичных птиц-партнёров не хватает, особи любого пола и особенно находящиеся в низком социальном статусе, или поздно прибывшие к местам гнездования существенно снижают селективность выбора партнёра. Шанс образования смешанных пар существенно выше у особей, не сумевших образовать нормальную пару в сроки, когда образует пары большинство особей в данной популяции вида.
Например, в зоне гибридизации серой и чёрной вороны особи с низким ранговым статусом могут выбирать для спаривания особей другого вида, если партнёры своего вида оказываются недоступными []. Большинство птиц ведут дневной образ жизни. Строго ночных видов сравнительно мало; встречаются они преимущественно среди представителей козодоев и совообразных.
Исключительно ночной образ жизни ведёт киви и попугай какапо []. Хотя оцепенение не характерно для птиц, существуют исключения. Колибри , обитающие в высокогорьях, на ночь впадают в оцепенение []. Несколько дней оцепенение может длиться у ласточек. Впадение в оцепенение, близкое к спячке, отмечается у белогорлого козодоя из США []. Как и у млекопитающих, у птиц проявляют два типа сна: У многих птиц фазы сна чередуются с моментами, когда птица быстро и кратковременно открывает глаза.
Такой сон позволяет быть бдительной к опасностям []. Медленный сон может протекать в одном или обоих полушарий головного мозга [].
Исследования подтвердили способность некоторых видов к глубокому сну только одного полушария мозга, а другое при этом остаётся активным [] []. Висячие попугайчики часто отдыхают и спят на ветвях деревьев, вниз головой [].
Птицы добывают корм преимущественно на своей охраняемой территории гнездовая и кормовая территории совпадают , но бывает исключения, когда на кормёжку птицы летят далеко за пределы своей охраняемой территории.
По характеру распределения пар на гнездовой территории и по удалённости гнёзд друг от друга птиц разделяют на две группы: Одиночно гнездящиеся птицы располагают свои гнезда на значительном расстоянии одно от другого.
Соседние пары не связаны между собой и ведут относительно изолированный образ жизни. К этой группе принадлежит абсолютное большинство птиц. Колониальные виды гнездятся большими скоплениями, гнёзда в которых располагаются близко друг от друга от нескольких сантиметров до нескольких метров , образуя гнездовые колонии. Подобное поведение свойственно видам, питающимся массовыми кормами и собирающим их на больших расстояниях от гнездовой колонии. Особенно много колониальных видов среди гнездящихся по побережьям морских птиц, образующих птичьи базары.
Колониальность также свойственна ряду видов, населяющих берега крупных внутренних водоёмов фламинго , ряд бакланов, цапли, ибисы, чайки, крачки и др. Реже колониальность может встречаться среди наземных птиц: Большое количество колониальных птиц совместно защищает свою колонию от хищников. Например, многие чайки и крачки отгоняют хищников.
Около колоний птиц часто гнездятся и одиночно гнездящиеся виды. Следует отметить, что многие виды птиц стремятся гнездиться около одиночно гнездящихся видов, которые активно защищают свой гнездовой участок.
Например, в стенках гнёзд орлов могут гнездиться воробьи; в близости от гнёзд хищных птиц гнездятся казарки, гуси, гаги, многие кулики. Это объясняется тем, что около гнезда в выраженной форме проявляется защитный рефлекс и подавляется рефлекс добывания пищи. По характеру сезонных миграций все птицы делятся на перелётных , кочующих и оседлых []. Первые ежегодно совершают перелёты в определённых направлениях с мест гнездования на зимовья и обратно, возвращаясь почти всегда в места гнездования в предыдущем году.
Третьи целый год оседло живут на одном участке. Во время миграций на места зимовки и обратно к гнездовым областям перелётные птицы обычно придерживаются определённых направлений миграционных путей , скапливаясь во время перелёта в экологически благоприятных местах [1] [] []. Во многих крупных городах в умеренном климате сформировались популяции некоторых видов птиц, которые стали вести оседлый образ жизни, например кряквы [] []. Все они гнездятся в самом городе или его окрестностях и отказались от сезонных миграций.
Возникновение подобных оседлых популяций в крупных городах связано с круглогодичной подкормкой птиц людьми, наличием доступного корма и отсутствием многих естественных врагов []. Среди сезонных миграций птиц, происходящих на протяжении года, выделяют следующие формы: Миграционные пути птиц состоят из множества отрезков, между которыми птицы отдыхают, ищут корм. Миграции изменчивы по срокам, а их траектории могут меняться из года в год и из сезона в сезон.
Одна и та же особь в различные годы может использовать различные миграционные пути, а в отдельные годы вообще не мигрировать [6].
Абсолютным чемпионом по дальности миграций считают полярную крачку [] , мигрирующую сезонно из Арктики в Антарктику, преодолевая за год расстояние до 70—90 тысяч км [] [].
Одну из самых длинных миграций в мире, длительностью до 26 тысяч км, совершает также круглоносый плавунчик []. Такое расположение помогает птицам уменьшить энергетические затраты на перелёт.
Незначительное число видов всегда летят поодиночке некоторые дневные хищники, кукушки и др. Основным фактором, определяющим сроки прилёта и отлёта перелётных птиц, является наличие кормовой базы. Немалое значение для сроков миграций имеет также длина пути; в отдельных случаях птицы прилетают поздно потому, что перелёт из отдалённых мест зимовки отбирает у них больше времени [74] [] []. Причины перелётов птиц заключаются в сезонных изменениях окружающей среды.
Эти изменения приводят к тому, что птицы совершают миграции длиной в тысячи километров к местам, где экологическая обстановка в это время больше соответствует их требованиям. Благодаря сезонным миграциям птицы заселяют и используют для размножения такие места, которые в течение определённого периода года совершенно не пригодны для их существования [].
Не все птицы совершают миграции при помощи перелётов. Большинство видов пингвинов осуществляют регулярные миграции вплавь [1] , пути этих миграций могут достигать тысячи километров. Голубой тетерев осуществляет регулярные миграции на различные высоты преимущественно пешком.
Во время засухи длинные миграции пешком осуществляют и эму []. Многие виды птиц даже вне сезона размножения тяготеют к объединению в стаи, преимущественно одновидовые [1].
Внутри стай отмечается т. В стаях часто также существует социальная иерархия: Более чем видов птиц занимаются муравлением []. Они отдыхают на муравьиных гнёздах, где муравьи, забравшись к ним на крылья и перья, удаляют эктопаразитов.
Read More